Франчайзинг – это особенная модель рыночных отношений, благодаря которой возможно успешно вести свой бизнес в более щадящих условия, нежели будучи в самостоятельном плавании. Суть франшизы заключается в соблюдении формальностей, условий, а также в практическом результате. Успешный бизнес может развалиться в другой среде и в этой связи необходимо предпринять всевозможные действия, чтобы минимизировать потери. Требуется помнить, что разные направления бизнеса по разному переживают современные кризисные условия.
Франчайзинг предусматривает партнерские отношения. У каждой из сторон свои интересы: нет ничего зазорного в том, что франчайзер стремится продать свою франшизу и потому обеспечивает ей хорошую «упаковку». Также абсолютно нормальным считается и то, что франчайзи может быть недоволен процессом и результатом и желает вернуть деньги. Причин для расторжения договора сотрудничества может быть множество. Франчайзи может не устраивать, например, отсутствие обещанной поддержки, или маркетинговая стратегия. Или же обучение было неполным, бесполезным и поверхностным. В качестве причин можно также выделить неполный или не соответствующий описанию пакет франшизы, показатели прибыли и сроки окупаемости также не оправдались, а, может, франшиза и вовсе выступила маскировкой сетевого бизнеса.
В список причин, по которым может быть расторгнут правоустанавливающий документ со стороны франчайзера, можно внести недовольство с его стороны работой партнера. По его мнению, он не выполняет предписаний и нормативов, а также игнорирует прописанные стандарты. Франчайзер также может быть недоволен отношением франчайзи к обучению: игнорирование формата, этапов, объема и тому прочее. Сюда же можно внести отклонение партнера от брендбука, внесение неутвержденных нововведений, несоответствие между требованиями и результатами работы партнера, халатное выполнение обязанностей, отсутствие инициативы, неорганизованность. И если претензии неразрешимы, бизнес не состоялся, то договор франшизы следует расторгнуть. Процесс включает в себя несколько шагов. Изначально следует проанализировать договор в тандеме с профессиональным юристом. Следует определить, что в нем главное, а что является предметом сделки. Далее следует обсудить с партнером условия расторжения, убедившись, что они посильны. В договоре обязательно существует пункт «Сроки действия договора», к нему также следует обратиться и следовать.
Если сроки не были установлены, то расторгнуть его можно в одностороннем порядке при условии уведомления за полгода. Если срок установлен, то прекратить действие разговора до его истечения нельзя. В договоре могут быть предусмотрены выплаты. В этом случае о разрыве необходимо сообщить за 30 календарных дней при обязательном наличии необходимой суммы. Без участия суда возможен односторонний отказ от сотрудничества только в случае грубых нарушений условий или просрочки платежей. Кроме того, для любых действий требуется основание и доказательства, только при наличии этого есть смысл обращаться в суд. Если партнер согласен на расторжение, то изначально вместе с юристом нужно составить документ и перечень всех участников процесса, внести сведения о договоре с датой составления нового соглашения и договориться о дате расторжения. После следует внести сведения о выполнении условий обеими сторонами, внести реквизиты, подписи. Следует помнить о том, что и заключение, и расторжение договора должны быть в обязательном порядке зарегистрированы. Неважно – полюбовно или в судебном порядке.
Голословности здесь не место: размер, объем и форма ущерба должны быть сопровождены фактами и цифрами. Отказ от франшизы легален если франчайзер решил ликвидировать фирму, в случае банкротства, внесения изменений в коммерческие части брендбука, потери авторских прав. Также отказаться от эксплуатации франшизы возможно если в оформлении договора присутствуют ошибки. Например, не была пройдена обязательная регистрация правоустанавливающего документа. Далее становится вопрос о возврате средств за франшизу. Случаи бывают крайними: договор расторгнут, предприниматель подал на возмещение убытков, а в ответ тишина. При этом претензия может быть составлена грамотно и подтверждена наличием доказательств. Тем не менее франчайзер молчит, ситуация стоит на месте. Что делать в этом случае? Если все юридические моменты учтены, то следует запускать общественную кампанию: обращаться в инстанции надзора, задействовать каталоги франшиз, социальные сети и средства массовой информации.
Следует иметь в виду, что в мире франчайзинга существует множество мошенников, и в случае покупки франшизы-пустышки возврат средств в большинстве случаев невозможен, даже если удастся доказать факт обмана в суде. Еще один вариант, имеющий право на существование – это продажа франшизы. Здесь все также упирается в договор. Франчайзера необходимо уведомить о таком плане. Следует обязательно удостовериться, что в договоре предусмотрена такая возможность и у партнера есть право на перепродажу бизнеса. Важно проверить, чтобы точка была готова к продаже и упакована. Разумеется, причина продажи не должна противоречить предложению о покупке, она должна быть тщательно сформулирована. Следует не забыть убедиться в том, что юридическая и маркетинговая часть продажи тщательно спланированы, не имеют неточностей и не вызовут в дальнейшем ряда вопросов. Также следует поинтересоваться у франчайзера не желает ли он выкупить точку, чтобы в дальнейшем ей мог заниматься другой партнер. Таким образом, прежде чем приобретать франшизу, следует изучить все тонкости, дабы в дальнейшем избежать эмоциональных и финансовых потерь.